Статья 28413

Название статьи

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В США

Авторы

Павлова Наталия Анатольевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков, Пензенский государственный университет , (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), nataliia.pavlova@inbox.ru
Николаев Борис Викторович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра правовых дисциплин,
Пензенский государственный университет, (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), nikolboris@yandex.ru

Индекс УДК

378:73:340.143 (73)

Аннотация

Актуальность и цели. Масштабные изменения в системе высшего образования в России обуславливают необходимость анализа зарубежных моделей реформирования высшей школы, изучения североамериканского опыта развития системы образования, его теоретических основ. Цель работы – исследовать основные теории и концепции, оказавшие наибольшее влияние на развитие теории и практики высшего образования в США и создавшие теоретическую основу для реформирования североамериканской системы высшей школы.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа демократической теории Т. Джефферсона, доктрины либерального образования, влияния прагматизма на становление и развитие высшей школы США, роли религиозной доктрины в системе высшего образования, новейших идей технократизма, мультикультурализма и концепции «мультиуниверситета» К. Керра. Методологический потенциал включает методы сравнительного и историко-правового анализа, которые позволяют сопоставить содержание и значение для развития теории и практики высшего образования конкретных теорий и доктрин.
Результаты. Результатом работы является выявление основных теоретических предпосылок реформирования высшего образования в США, особенностей их влияния на систему высшего образования США.
Выводы. Особую роль в современном развитии системы высшего образования в Соединенных Штатах играют идеи многокультурализма, консюмеризма, маркетизации высшего образования.

Ключевые слова

высшее образование в США, государственные реформы высшей школы, теоретические основы высшего образования.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Иванова, А. В. Дифференциация обучения в высшей школе США (70–90-е го-ды ХХ века) : автореф. дис. … канд. пед. наук / Иванова А. В. – Владикавказ, 1998. – 20 с.
2. Никандров, Н. Д. Современная высшая школа капиталистических стран: основные вопросы дидактики / Н. Д. Никандров. – М. : Высшая школа, 1978. – 279 с.
3. Захаров, И. В. Миссия университета в европейской культуре / И. В. Захаров, Е. С. Ляхович. – М. : Фонд «Новое тысячелетие», 1994. – 240 с.
4. Дмитриев, Г. Д. Анатомия американского университета / Г. Д. Дмитриев. – М. : Народное образование, 2005. – 223 с.
5. Джефферсон, Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния / Т. Джефферсон. – Л. : Наука, 1990. – 314 с.
6. Kerr, C. The Great Transformation in Higher Education, 1960–1980 / C. Kerr. – Albany : State Univ. of New York Press, 1991. – XXI. – 379 p.
7. Веселова, В. В. Гуманистическая парадигма в теории и практике зарубежной педагогики / В. В. Веселова // Проблема образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX – 90-е гг. ХХ в.) / под ред. З. И. Равкина. – М. : Ин-т теор. образ. и педаг. РАО, 2000. – Т. 2. – С. 282–346.
8. Макаев, В. В. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи и современность / В. В. Макаев, Ю. И. Еловой. – Пятигорск : Изд-во ПГПИИЯ, 1993. – 30 с.
9. Hook, S. Intellectual freedom and government sponsorship of higher education / S. Hook // Federal Support of Higher Education / ed. by R. E. Meiners, R. C. Amacher. – N. Y. : Paragon house, 1989. – P. 9–18.
10. Bell, D. Notes of the Post-Industrial Society / D. Bell // The Public Interest. – 1967. – № 6. – P. 24–35.
11. Brzezinski, Z. America in the Technotronic Age / Z. Brzezinski. – N. Y., 1967. – 248 p.
12. Якубовская, Е. Г. Реализация стратегической программы «Америка 2000»
в конце 80–90-х гг. ХХ в.: к проблеме совершенствования системы образования США : дис. … канд. ист. наук / Якубовская Е. Г. – М., 2003. – 232 с.
13. Гершунский, Б. С. Россия – США: Интеграция в сфере образования / Б. С. Гершунский. – М. : Ин-т теор. образ. и педагогики, 2003. – 444 с.
14. Kerr, C. The Uses of the University / C. Kerr. – N. Y. : Harper and Row Publ., 1963. – 140 p.
15. Павлова, Н. А. Теория «мультиуниверситета» К. Керра и реформирование высшей школы в США / Н. А. Павлова // Проблема качества образования в современном обществе : сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : ПГТА, 2006. – С. 241–243.
16. Lustig, J. The Mixed Legacy of Clark Kerr: A Personal Review / J. Lustig // Aca-deme. – 2004. – Vol. 90, № 4. – P. 51–53.
17. Kerr, C. The Uses of the University / C. Kerr. – N. Y. : Harper and Row Publ., 1982. – 204 p.

 

Дата создания: 31.05.2014 10:47
Дата обновления: 31.05.2014 11:19